Главная машина парада

                                                       

    Куранты на Спасской башне Кремля пробили десять. Из её ворот выезжает открытый автомобиль, в котором находится министр обороны СССР, и, чуть покачиваясь на брусчатке, движется к центру Красной площади. Навстречу ему такой же автомобиль командующего парадом. Вот они съехались в центре площади, напротив Мавзолея Ленина. Командующий рапортует министру, и начинается объезд войск. Этим церемониальным выездом каждый год 7 ноября открывается военный парад войск на Красной площади. И два серо-стальных ЗИЛа – для нас уже давно неотъемлемые  атрибуты торжественного ритуала. Между тем автомобили, о которых идёт речь, стали участвовать в парадах сравнительно недавно – в середине 50-х годов. Прежде, следуя старой воинской традиции, министр (а до него – нарком) и командующий парадом выезжали верхом.

                                   

          Впервые появились на параде два ЗИС – 110Б с кузовом «кабриолет» --  на базе ЗИС-110, имевшего кузов типа «лимузин». Кабриолет имел те же, что и базовая машина, размеры и оборудование салона (три ряда сидений, причём два сиденья в среднем ряду откидные, опускная застеклённая перегородка, убиравшаяся в спинку переднего сиденья). Крышей служил складной матерчатый тент. В дверях --  опускные окна, в отличие от другого открытого кузова, «фаэтон», у которого верхнюю часть дверей заменяют матерчатые надставки с не открывающимися целлулоидными окнами, пристёгивающиеся к тенту кнопками (таким был довоенный ЗИС-102). Как и лимузин, ЗИС-110Б оснащали восьмицилиндровым рядным  нижнеклапанным двигателем с гидравлическими толкателями клапанов (6005 см3, 140 л.с.), который памятен не только внушительной длиной, но и особой плавностью работы.

          Позже ЗИС-110Б сменил кабриолет нового поколения – ЗИЛ-111В, чей внешний облик и технические решения  характерны для представительских автомобилей середины 50-х. (Напомним, что название завода и марок автомобилей были изменены в 1956 году.) На машинах семейства ЗИЛ-111 наше автомобилестроение впервые применило V-образный восьмицилиндровый двигатель (5996 см3, 200 л.с.) с четырёхкамерным карбюратором, гидромеханическую трансмиссию, гидроусилитель руля. Сиденья также расположены в три ряда. Для подъёма и опускания боковых стёкол и стекла перегородки служил электропривод. Интересно, что в отличие от ЗИС-110, у которого тент складывался и натягивался вручную, ЗИЛ-111В и все последующие кабриолеты ЗИЛ оснащал для этой цели автоматизированным гидроприводом.

          Если в техническом отношении прогресс от ЗИС-110 к ЗИЛ-111 налицо, то дизайн «сто одиннадцатого» и в те годы трудно было назвать удачным. Внешне статичный, приземистый, перегруженный обилием хромированных деталей, ЗИЛ-111 проигрывал старомодному ЗИС-110, образ которого благодаря плавным обводам, хорошим пропорциям, едва заметному наклону узкой облицовки радиатора отличатся, выразительностью и динамичностью.

                                 

          В первоначальном варианте машина находилась в производстве только четыре года. Всего, включая  кабриолеты, собрали 112 машин. Уже в 1963 году появился автомобиль с теми же агрегатами, но сильно изменённым кузовом: ЗИЛ-111Г, а на его базе – кабриолет ЗИЛ-111Д. Совсем иным стало оформление передней части, задка, бамперов и молдингов. Только приглядевшись, можно узнать прежние двери, раму ветрового окна, характерные прорези на заднем крыле. Не изменились технические характеристики и размеры. Как и у ЗИС-110Б, они (за исключением массы) соответствовали базовому лимузину.  

                                

          Попытки следования изменчивой моде ускоряли моральное старение машин, хотя служили они верой и правдой долгие годы. К 50-летию Советской власти в 1967 году зиловцы выпустили новый семиместный лимузин высшего класса – ЗИЛ-114, а в 1971-м на его базе сделали пятиместный седан ЗИЛ-117. Оба – с двигателем увеличенного объёма и мощности (6960 см3, 300 л.с. ). Относительно компактный (по сравнению с ЗИЛ-114 база и длина сокращены на 580 мм), ЗИЛ-117 получился более манёвренным и динамичным. Именно он стал базой для нового кабриолета, ЗИЛ-117В , который сделали двухдверным. Облик его хотя и не вполне свободен от влияний, но более лаконичен и выразителен, чем у предшественников – ЗИЛ-111В и ЗИЛ-111Д, а потому автомобиль и сегодня не выглядит архаичным.

                                

                  

          Наконец, кабриолет 80-х годов – ЗИЛ-41044. Выполненный в габарите ЗИЛ-117В, он имеет такой же силовой агрегат, а оформлению кузова приданы оригинальные детали, не повторяющие внешность лимузина последнего поколения ЗИЛ-4104. В парадном варианте у ЗИЛ-41044 (как и у ЗИЛ-117В) нет правого переднего сиденья: установлена невысокая тумба с поручнем и блок микрофонов. Ещё одна характерная деталь всех кабриолетов – антенны на задних крыльях, играющие роль не только функциональных, но и декоративных элементов.

                             

          К сожаленью, не удалось найти данных о количестве изготовленных кабриолетов. Правда, есть цифры общего выпуска на ЗИСе-ЗИЛе в прошлые годы. В 1937-1941 гг. здесь собрали 8 752 машины ЗИС-101 и ЗИС-102 всех модификаций. ЗИС-110 за 1946-1958 гг. сделали 2 089, всех ЗИЛ-111 – 112 экземпляров. Что касается кабриолетов, их выпускали в ограниченном количестве, и парк даже самых распространённых, ЗИС-110Б, насчитывал от силы несколько десятков. Другие изготовляли, по существу, штучно.

          Групповой портрет парадных автомобилей ЗИЛ получился неполным: по справедливости здесь должен быть и самый первый из них – довоенный ЗИС-102 1938-1941 гг., сделанный на базе первого советского серийного лимузина ЗИС-101. Правда, парадным его можно назвать условно, поскольку в ту пору военачальники  ещё гарцевали на конях. Но по типу и классу это машина из того же ряда. Вот только снимка ЗИС-102 в архиве управления конструкторских и экспериментальных работ ЗИЛа не сохранилось. Но хуже, однако то, что не уцелело ни одного  «живого» фаэтона.

          Ну,  где теперь можно увидеть такие машины, принимавшие участие не только в регулярных парадах, но и запечатлённых на кадрах исторических кинохроник. Приходят на память приезд в нашу страну премьер-министра Индии Джавахарлала Неру (его встречали на ЗИС-110Б), триумфальная встреча первого космонавта Ю.Гагарина (ЗИЛ-111В), торжественные проезды президента Франции Шарля де Голля, руководителя Республики Куба Фиделя Кастро на ЗИЛ-111Д (кстати, ему был подарен такой кабриолет).

                                                    

          К сожалению, на этом историю прославленных автомобилей завода ЗИЛ, по-видимому, можно считать законченной. В результате планомерной политики уничтожения собственной экономики нашим правительством,  завод ЗИЛ больше не выпускает автомобилей высшего класса, а скоро не будет выпускать вообще ничего, даже холодильников. У России теперь другая цель – низкопоклонство перед Западом. Посмотрим, на долго ли  хватит самой России…

 

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2024 Москва